Эмпатия в общении с пациентом: умение лечить словом

Спокойное сопереживание. Эмпатия в общении с пациентом – это важный элемент лечебного процесса, но нельзя давать ложную надежду, рассказывая полуправду и приукрашивая прогноз для жизни.

эмпатия в общении с пациентом
Дать надежду

Эмпатия в общении с пациентом

Это очень непросто – говорить с пациентом на одном языке, чтобы было понятно, профессионально, не страшно и убедительно. Показать сочувствие, озвучивая диагноз, и при этом не скрывать суровую правду. Дать надежду на благоприятный исход болезни, не возводя «воздушные замки» и не нагромождая друг на друга пустые иллюзии.

Эмпатия в общении с пациентом приходит с опытом: врач должен лечить и спасать, а не ужасаться диагнозу, не рыдать вместе с пациентом над результатами исследований, и не давать нереальных обещаний.

Эмпатия со стороны врача – это:

  • Умение слушать пациента (это надо уметь хотя бы только для того, чтобы правильно поставить диагноз – зачастую субъективные симптомы помогают выявить причину заболевания);
  • Проявить понимание создавшейся ситуации (хотя бы внешне в виде сочувственной улыбки или спокойного сопереживания);
  • Профессионально и уверенно донести до пациента правдивую информацию о диагнозе и прогнозе (какими бы ужасными они не оказались);
  • Рассказать о лечебно-диагностической тактике, не пытаясь спрятать негатив в красивую упаковку (ложная надежда не поможет в борьбе с неизлечимым заболеванием);
  • Разъяснить возможные варианты будущего, не скрывая часто встречающиеся худшие исходы и не выпячивая редкие факты полного излечения.

Умение лечить словом – это искусство, которым владеют далеко не все врачи. Ну, и не все пациенты способны адекватно воспринимать врачебную правду (некоторых лечит пустая надежда, а реальный диагноз добивает).

Лечить словом

Да, словом можно излечить, но можно и добить. И этот лечебный фактор по-разному действует на разный тип пациентов.

Меланхолику лучше дать приукрашенную надежду и спрятать за пустыми словами суровую правду (это же относится к ипохондрику) – красивая и сладкая «конфетка-обманка» станет дополнительным шансом для успешного лечения.

С флегматиком и сангвиником надо говорить прямо, спокойно и правдиво – сильная Личность справится со стрессом и достаточно быстро станет помогать врачу.

С холериком сложнее всего – надо сказать сглаженную правду, чтобы слабый психоэмоциональный статус пациента выдержал суровую реальность диагноза.

При этом надо учитывать, что доктор – это человек определенного психотипа (врач-меланхолик подаст медицинскую информацию не так, как доктор-сангвиник).

Эмпатия в общении с пациентом во многом зависит не только от опыта и коммуникативных способностей врача, но и от наличия у специалиста желания создать оптимальную психологическую ситуацию на весь период лечения. К сожалению, на фоне хронической нехватки медицинских кадров, большого объема рутинной работы и высокой частоты эмоционального выгорания у некоторых врачей утрачивается желание сочувствовать и сопереживать (что вовсе не означает, что они плохо лечат и неэффективно борются с болезнью).

Запись опубликована в рубрике Мысли обо всем с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.