Время пролетело. Позади долгий Путь Сантьяго в 2023 году – пешее путешествие по нескольким странам Европы вдоль побережья Атлантического океана.

путь сантьяго в 2023 году
В этом году нам удалось погулять по Бильбао

Общий маршрут

Всего лишь сухие цифры, но как же без них. Путешествие длилось 82 дня, из которых 50 дней – пешком по Пути Сантьяго. Сначала общий маршрут от вылета из Перми до возвращения домой. 14 сентября мы прилетели в Стамбул (было несколько часов на его посещение, чем мы и воспользовались). Затем перелет в Барселону через Белград (стыковка ночная, поэтому мы увидели только аэропорт столицы Сербии). Далее автобусом до Ируна. Пешком перешли границу с Францией и на электричке добрались до Байонны. Этот город – первая точка Северного Пути. 18 сентября начался наш Путь Сантьяго в 2023 году. 25 октября мы дошли до Сантьяго-де-Компостела. И пошли дальше по Португальскому Пути в обратную сторону. 7 ноября мы завершили пешее путешествие в аэропорту Порту.

Следующие 2 недели мы отдыхали на острове Мадейра (точнее, 3 дня на острове Порто Санто, и 12 дней на Мадейре). Далее 22 ноября был перелет в Венецию с промежуточной посадкой в Лиссабоне. 5 дней мы гуляли вдоль венецианских каналов, а затем 28 ноября улетели в Хельсинки (с промежуточной посадкой в Амстердаме).

Из финской столицы нам пришлось плыть на пароме в Эстонию, чтобы сесть на автобус Эколайнс до Санкт-Петербурга. В Северной столице мы были с 30 ноября по 3 декабря, затем сели на поезд до Перми. И вот 4 декабря мы вернулись домой.

Схематично наш маршрут: Пермь-Стамбул-Белград-Барселона-Ирун-Байонна-Сантьяго-Порту-Фуншал-Лиссабон-Венеция-Амстердам-Хельсинки-Таллин-Петербург-Пермь.

Страны, в которых мы побывали (пусть даже этот визит ограничивался аэропортом): Турция, Сербия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Голландия, Финляндия, Эстония.

Мы практически полностью «откатали» 3-месячную испанскую визу, совместив Путь Сантьяго в 2023 году с отдыхом на Мадейре и визитом в Венецию.

Камино Сантьяго в 2023 году

«Стержень» нашего путешествия – Camino del Norte. От французского города Байонна до Сантьяго-де-Компостела. В 2015 году мы уже проходили Северный Путь. И через 8 лет снова выбрали этот маршрут по простым причинам:

1. Это, по нашему мнению, самый красивый вариант Камино;
  2. Маршрут идет вдоль Атлантического океана (а мы любим морские просторы);
  3. За эти 8 лет изменились не только мы, но и Путь (открылись новые альберге, исчезли прежние, имея за своими плечами множество Путей, мы стали опытными пилигримами, у нас появилась возможность выбирать альтернативные пути-дороги, не отходя от основного Северного Маршрута).
И еще город (Кастро Урдиалис), который мы не увидели в 2015 году

Сейчас можно уверенно говорить, что Camino del Norte, по-прежнему, самым красивым и в меру сложным Путем Сантьяго. Атлантика нас радовала целых 3 недели (солнечные дни, купание в океане) на всем протяжении от Франции, испанских Басконии, Кантабрии и до середины Астурии. Но – потом Атлантический Океан показал, что он вовсе не «белый и пушистый». Часть Астурии и вся Галисия – дождливая, ветренная погода, штормовой или волнующий океан. В Сантьяго мы пришли 25 октября под дождем.

Только с третьего раза Сантильяну дель Мар мы увидели солнечной

И продолжили Путь Сантьяго в 2023 году, отправившись по прибрежному Португальскому маршруту, но в обратную сторону, от Сантьяго до Порту. У этого выбора были следующие причины:

1. Учитывая следующий этап нашего путешествия, нам надо было оказаться в аэропорту Порту в день вылета на Мадейру, так почему бы не дойти туда пешком;
  2. Интересно было попробовать, каково это, идти в обратную сторону (в 2018 году мы прошли Камино Португез от Лиссабона до Сантьяго). Современный пилигрим «избалован» транспортом, к началу Пути прилетает на самолете, а обратно или также по воздуху, или автобусом, поездом. Но – не все используют транспорт для возвращения, есть пилигримы, которые топают домой пешком. Все предыдущие Камино мы хоть и не часто, но встречали таких путешественников, которые идут навстречу нам. Кстати, средневековому паломнику надо было идти пешком, как до Сантьяго, так и обратно домой.

До самого города Порту мы не дошли, свернув с Пути на последнем этапе в сторону аэропорта. Откуда мы вылетели на Мадейру 7 ноября.

путь сантьяго в 2023 году
Клуатр монастыря Собрадо, где мы ночевали в общежитии паломников

С 18 сентября по 25 октября – Camino del Norte. В этот же день мы ушли на Португальский Путь и 6 ноября дошли до аэропорта Порту. Итого – 50 дней пешего пути по Франции, Испании и Португалии. Наш Путь Сантьяго в 2023 году, который в режиме реального времени я описывал на Дзен-канале Путь Сантьяго.