О паломничестве к христианской святыне. Жан-Кристоф Рюфен рассказывает о своем одиночном пешем путешествии по Северному Пути Сантьяго.
Жан-Кристоф Рюфен
Путевые заметки или Бессмертным Путем Святого Иакова. Французский писатель, ставший на время пилигримом. Паломник, философствующий о пройденном Пути. Жан-Кристоф Рюфен, как и любой другой думающий человек, прожил свой вариант паломничества. И рассказал о нем – достаточно подробно, с философскими отступлениями и повседневными жизненными мелочами, с описанием пройденного Пути и с мыслями о людях, встретившихся в дороге. Именно этим ценно повествование: поведать от первого лица о путешествии в Сантьяго.
Путь – это сила. Он навязывает вам себя, он хватает вас и обтесывает. Он не дает вам слово и – заставляет молчать.
Путь суров, но иногда он бывает добрым и исполняет самые тайные желания паломника. Нужно только быть упорным и настойчивым.
Философия Автора хорошо понятна тем, кто хотя бы раз прошел Камино сам на своих двоих и с ношей за спиной (не маленький отрезок в 100 км и не короткий вариант Пути). Жан-Кристоф Рюфен вышел из Андая (это французский городок на границе с Испанией в непосредственной близости от Ируна) и протопал 800 км. С палаткой и редкими ночевками в альберге. Почти все время в одиночестве и только под конец пути вместе с другими паломниками.
Северный Путь
Всё, как у всех. Каждый человек, вставший на Путь Сантьяго, рано или поздно становится пилигримом и приспосабливается к реальности бытия:
- Не заблудиться, научившись находить желтые стрелки;
- Осознать значимость правильного выбора обуви и мудрость русской пословицы (жадный платит дважды);
- Отбросить условности и перестать волноваться о пустяках (например, о том, как опорожнить кишечник в пути);
- Опуститься на самое дно и возродиться в новом обличии (от цивилизованного человека к бродяге);
- Избегать большие города и всей душой стремится к природе (даже если она сурова, неприветлива и дождлива);
- Ощутить духовный взлет или религиозный восторг (даже если до этого человек был атеистом).
Первая неделя пути позади. И – всё, что было в прошлом, исчезает из сознания. Ежедневно пройденные километры, радость от общения с природой, грусть от автотрасс и промышленных предприятий, и натруженные ноги.
Примитиво
Свернув с Норте на Овьедо, и далее по Камино Примитиво. Жан-Кристоф Рюфен продолжил свой путь, выбрав старинный (королевский) вариант. В этой части книги-путешествия больше философии и размышлений, чем путевых заметок: перерождение от возвращения к вере и очередной утрате религиозного пыла.
Паломничество дает человеку единственную в своем роде возможность не только найти остатки исчезнувшего мира торжествующего христианства, но и почувствовать, каким был этот мир. Страннику, который идет от церкви к придорожному алтарю, от монастыря к часовне, может показаться, что ничего не изменилось.
К третьей неделе путешествия Автор (и наш герой) утратил прошлое, сбросил с себя мечты, мысли и веру. И был готов воспринять истину Пути.
Поход в Компостелу – не христианское паломничество. Путь не принадлежит ни одному культу. Путь освобождает от тревог, вызванных мыслями и желаниями, избавляет ум от суетного, а тело – от страданий, настраивает сознание на резонанс с природой.
Свой Камино (Норте и Примитиво) Жан-Кристоф Рюфен описал в книге (кстати, ставшей лауреатом Гонкуровской Премии). И каким бы ни было его мнение, это еще раз подтверждает, что у каждого пилигрима Сантьяго свой Путь.
0 комментариев