Диарея после химиотерапии: причины и лечение

Хорошо, если всего лишь жидкий стул, но может быть и многократный понос. Диарея после химиотерапии возникает у большинства пациентов: кроме дискомфорта, это потеря жидкости организмом и ухудшение усвоения питательных веществ в кишечнике.

диарея после химиотерапии
Отвар коры дуба поможет справиться с поносом

Диарея после химиотерапии: почему возникает

Эпителиальные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность желудочно-кишечного тракта, относятся к активно пролиферирующим клеточным структурам (постоянно и непрерывно гибнут и восстанавливаются). Вместе с костным мозгом, волосяными луковицами и репродуктивной системой, они принимают на себя первый удар цитостатиков. Диарея после химиотерапии обусловлена следующими причинами:

  • Прямое повреждающее действие ХТ на эпителий кишечника;
  • Гибель нормальной микрофлоры в желудочно-кишечном тракте с формированием дисбактериоза;
  • Обострение имеющихся хронических болезней – гастрита, колита, энтероколита.

Большое значение для развития осложнения со стороны кишечника имеет не только конкретные химиотерапевтические препараты (схема, дозы, длительность приема), но и исходное состояние органов пищеварения. Важно с самого начала лечения придерживаться рекомендованных врачом рекомендаций по питанию, при необходимости использовать лекарства от поноса и вовремя обращаться за помощью при развитии опасных осложнений.

Типичная симптоматика

Дискомфортно и мешает нормально жить. Диарея после химиотерапии бывает у 75% пациентов, проявляясь следующими симптомами:

  • Частый жидкий стул;
  • Спастические боли в животе;
  • Кровь в каловых массах;
  • Слабость за счет обезвоживания.

Приходится жить рядом с туалетом: страшно выйти из дома, зная, что в любой момент может «приспичить». Значительно хуже, когда на фоне химиотерапевтического лечения развиваются эрозивные формы поражения органов ЖКТ, обостряется хронический панкреатит или возникает проктит (воспаление прямой кишки). И во многих случаях ХТ формирует на длительный период дисбактериоз в кишечнике.    

Коррекция пищевого рациона

Сразу, не дожидаясь, когда появится диарея после химиотерапии. Начав противоопухолевое лечение, надо придерживаться следующих принципов рационального питания:

  • Кушать часто и малыми порциями (4-6 раз), неторопливо и тщательно пережевывая пищу;
  • Пить достаточное количество теплой жидкости в виде воды, соков, киселей (до 2-3 литров);
  • Исключить из рациона все трудно усвояемые продукты и раздражающие слизистые оболочки ЖКТ факторы (острые и пряные блюда, грибы, красное мясо, спиртные и газированные напитки, кофе и крепкий чай);
  • Придерживаться растительной диеты.

Когда возникает диарея после химиотерапии, необходимо использовать следующие советы:

  • В первый день поноса пить только воду;
  • Ввести в повседневный рацион закрепляющие продукты (картофель, бананы, рис);
  • Исключить газообразующую пищу (любые виды капусты, виноград, фасоль, горох, огурцы);
  • Нельзя употреблять алкоголь и кофе;
  • Необходимо убрать трудно усвояемую грубоволокнистую пищу (кожура фруктов и овощей, хлеб грубого помола), жирные сорта мяса и молочные продукты;
  • Оптимально готовить пищу на пару или варить.

Диета поможет облегчить состояние, но без лекарственной терапии не обойтись. Оптимально загодя обговорить с врачом будущие проблемы со стулом, и узнать о препаратах, которые помогут при возникновении поноса после химиотерапии.

Применение лекарств

Если возникла диарея после химиотерапии, то в первое время в домашних условиях можно смело применять Иммодиум или Бактисубтил. Хороший эффект дадут настои коры дуба, корочек граната. Обязательно надо восполнять потерю жидкости и солей, принимая Регидрон. После окончания поноса желательно провести курс восстановления микрофлоры кишечника, используя любой из биопрепаратов (Бифидобактерин, Линекс). Любое лекарственное лечение лучше согласовывать с лечащим доктором.

Диарея после химиотерапии: когда обращаться к врачу

Нельзя оставаться один на один с проблемой при ухудшении ситуации. За медицинской помощью надо обращаться при следующих проявлениях постхимиотерапевтических осложнений:

  • Понос более 6 раз в сутки;
  • Отсутствие эффекта от терапии в домашних условиях более 2 дней;
  • Повышение температуры;
  • Выраженная слабость с головокружением;
  • Кровь в стуле;
  • Боль в области прямой кишки.

В той или иной степени это будет. Диарея после химиотерапии, наряду с тошнотой и рвотой, выпадением волос и лейкопенией, относится к частым побочным эффектам противоопухолевого лечения: к этому надо быть готовым, стараясь аккуратно и точно выполнять советы врача по питанию, профилактике обезвоживания и предупреждению дисбактериоза в кишечнике.

Запись опубликована в рубрике Онкология с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.