Цифровизация медицины набирает обороты. В медицинских учреждениях повсеместно внедряется электронный больничный лист: пока, как альтернатива бумажному варианту и с учетом желания пациента, но со временем привычный лист временной нетрудоспособности полностью исчезнет, уступив место виртуальному. Плюсы и минусы проекта хорошо видны изнутри – по-прежнему, именно врач должен сделать большую часть необходимой административной работы, что снизит и так небольшое количество времени для диагностики и лечения больного человека.
Электронный больничный лист – как это работает
На приеме в поликлинике или при поступлении в стационар пациента спрашивают о документе, удостоверяющей нетрудоспособность: если нужен, то какой – традиционный бумажный или электронный больничный лист. Пока в большинстве случаев человек выбирает первый вариант, но постепенно с течением времени и по мере внедрения проекта в медицинских учреждениях выбора не будет – цифровой вариант заменит бумагу. Не надо будет бережно хранить финансовый документ, самостоятельно нести его в бухгалтерию по месту работы – все будет сделано виртуально, быстро и безошибочно. Несколько ударов по клавишам клавиатуры, движений мышкой и подтверждение документа врачебной цифровой подписью – все готово: электронный больничный лист создан, проведен в компьютерной программе и отправлен в ФСС (Фонд социального страхования) для оплаты. Впору разрыдаться от счастья, ибо это кажется реальным успехом цифровой медицины.
Плюсы проекта
К несомненным достоинствам проекта по экспертизе временной нетрудоспособности относятся:
- эффективный контроль над выпиской больничных листов со стороны государства;
- ускорение документооборота;
- снижение нагрузки на работодателя и пациента;
- значительное уменьшение количества используемой бумаги;
- простота работы с документом на любом уровне;
- снижение количества ошибок, связанных с человеческим фактором.
Пациенту не надо думать о документальном подтверждении болезни для работодателя. ФСС в режиме реального времени может контролировать работу медицинских учреждений по экспертизе нетрудоспособности. Для работодателя упрощается бухгалтерская работа, связанная с движением листов нетрудоспособности. Все рады и счастливы – за исключением врачей. Ибо именно доктор должен будет сделать всю основную работу в проекте.
Минусы нововведения
Врач должен лечить. За короткий промежуток времени (10-15 минут), выделенный на прием пациента, надо:
- Выслушать жалобы;
- Провести осмотр;
- Поставить предварительный диагноз;
- Направить на дополнительные обследования;
- Назначить лечение.
Кроме общения с пациентом и выполнения основных врачебных обязанностей, доктор должен:
- внести всю необходимую информацию в компьютерную программу;
- написать в медицинской карте жалобы, результаты осмотра, диагноз и назначения (никто не отменял контроль со стороны страховых компаний, для которых бумажная медицинская карта остается основным документом, обеспечивающим оплату труда медработников);
- при необходимости оформить дополнительные документы – справки, санаторно-курортную карту, посыльный лист для экспертизы;
- выписать рецепты на лекарства.
Бумажный лист нетрудоспособности выписывается централизованно в специальном кабинете поликлиники или стационара, что существенно снижает нагрузку с врача. Электронный больничный лист требует обязательного участия врача в процессе выписки документа. К минусам нововведения относятся:
- Дополнительная нагрузка на доктора (время для оформления листа нетрудоспособности будет взято из приема, что ухудшит диагностику и лечение пациента);
- Необходимость обновления компьютеров (на старых системных блоках или слабых компьютерных терминалах сложно быстро и эффективно работать с современными программами);
- Повышение расходов медицинских учреждений (надо обеспечить каждого врача цифровой электронной подписью, купить программы для работы с проектом);
- Обучение специалистов (в большинстве больниц и поликлиники работает старшее поколение врачей, не имеющих навыков быстрой работы с компьютером, а продвинутая молодежь не спешит врачевать за низкие зарплаты).
Сейчас врач тратит 5 минут на пациента и 10-25 – на оформление бумажной и компьютерной документации. От этого страдают в первую очередь пациенты: доктор смотрит в монитор, бьет по клавишам и пишет в медицинской карте, уделяя больному человеку минимум внимания. Электронный больничный лист отнимет еще несколько минут, превратив врачевание в фарс – пациент на приеме становится лишним объектом, который не получит ни внимания, ни точного диагноза, ни эффективного лечения.
1 комментарий
михникинк · в
были мы дураками и всегда будем в другой ситуации развалится дурная империя