Бережливая поликлиника – плюсы и минусы проекта

Забота о людях, благие намеренья власти и придуманная менеджерами реальная помощь медицине: бережливая поликлиника должна улучшить работу медицинских учреждений и обеспечить оптимальную доступность врачебной помощи для пациентов. Проект активно внедряется в медицинских учреждениях, поэтому можно оценить все плюсы и минусы перестройки первого этапа врачевания.

запись к доктору

Попасть на прием к врачу быстро и просто

Бережливая поликлиника – что это такое

Проект «Бережливая поликлиника» возник на основе менеджмента в далекой от медицины крупной корпорации – вроде, принципы организации труда и логистики в коммерческой компании и медицинском учреждении однотипны, так почему бы не использовать методику в лечебно-диагностическом процессе. Цель проекта абсолютно благая и замечательная – значительное повышение доступности первичной медпомощи и облегчение работы врачей. Впору радостно подбрасывать одноразовые чепчики и с энтузиазмом браться за дело, но – большую часть проблем в медицине бережливая поликлиника никак не решает. Принцип 5С рационализирует работу, но в большинстве случаев это не оказывает положительного действия на ежедневный труд врача.

Предполагаемые положительные изменения

Далеко не всегда человек обращается в поликлинику за диагностикой и лечением – значительная часть работы первичного звена медицины направлена на профилактику, для которой не всегда нужен врач. Много врачебного времени теряется на околомедицинские процедуры и процессы, которые можно и нужно решать без участия квалифицированного специалиста силами административного звена медучреждения. Переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача являются важным фактором оптимизация труда. Бережливая поликлиника предполагает решение следующих задач:

  • оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу;
  • перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (для профилактики не нужен врач);
  • значительное уменьшение ожидания больного человека в очереди;
  • уменьшение писанины у врача с увеличением времени на работу с пациентом;
  • устранение несвойственных врачу функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);
  • рационализация врачебного рабочего места (убрать все лишнее со стола, чтобы не мешать лечебно-диагностическому процессу).
принципы труда

Принципы работы врача, взятые из крупной японской коммерческой корпорации

Выполнив все задачи и обеспечив оптимизацию, бережливая поликлиника станет основой следующих положительных изменений:

  • значительное уменьшение временного интервала от момента прихода пациента в поликлинику до попадания к врачу;
  • уменьшение времени врачебного приема;
  • увеличение доступности за счет повышения количества принятых пациентов;
  • возможность для любого человека пройти диспансеризацию или профилактический осмотр без потери лишнего времени;
  • легкое решение любых околомедицинских проблем.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги – в реальности все не так просто и замечательно.

Отрицательные моменты

В проекте Бережливая поликлиника четко обозначено, какие проблемы здравоохранения не будут решаться:

  • отсутствие кадров;
  • низкие зарплаты медперсонала;
  • отсутствие уважения к медицинской помощи;
  • повышение компьютерной грамотности врачей;
  • взаимодействие с коммерческой медициной;
  • возрастные особенности и поведение пациентов.

Как можно увеличить доступность медицинской помощи при хронической нехватке врачей, медсестер и регистраторов в поликлиниках? Если нет доктора, то никто не сможет лечить больного человека. Неадекватная оплата труда является значимым фактором для дефицита врачебных кадров. Большая часть врачей в поликлиниках – это специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, для которых работа с компьютером требует дополнительных усилий и временных потерь, а молодые владеющие компьютером кадры не спешат работать низкооплачиваемыми докторами в поликлинике. Страховая медицина не отменяет обязательное ведение бумажных амбулаторных карт, поэтому «офисная» работа врача удваивается – написать в карту и занести информацию в компьютер. Предвзятое и негативное отношение к медицине, сформированное средствами массовой информации, приводит к неуважению врачебного труда. Медицинская услуга и медицинская помощь – это разные понятия: первое должно оплачиваться, а второе предполагает бесплатность, так что же делает врач на приеме, оказывает услугу или избавляет от болезни?

Но бережливая поликлиника вовсе не предназначена для решения всех этих злободневных задач. Как и цифровая медицина, проект направлен в будущее, которое может никогда не наступить для огромного количества врачей и пациентов.

Запись опубликована в рубрике Мысли обо всем с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Бережливая поликлиника – плюсы и минусы проекта»

  1. Аноним говорит:

    Врачу нужно платить как министру, потому что министр только говорит , а врач делает!

  2. Аноним говорит:

    Да ,вы правы!Такого тупизма мы еще не видали!Менеджеры из Росатома учат нас ,как нам принимать пациентов: причем им ведом только один критерий качества-скорость приема.Все остальное их не волнует,секунды,подсчет в секундах.Обьясняю,при процессе забора крови очень важно соблюдать принципы асептики,стерильности,чтоб не заразить пациента напримерВич.Мне говорят в ответ:это пациентане волнует,для него истинная ценность услуги-это момент забора крови,главное быстро.Это дурдом.Вы у себя порядок наведите,в росатоме,потом нас учите:-)

    • Igor Polyakov говорит:

      На фоне увеличения количества принятых пациентов снижается качество лечения. За словоблудием об оптимизации скрываются реальные проблемы организации здравоохранения, которые никто не хочет решать. Очередной проект, реализация которого не поможет ни медицине, ни пациентам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.